Возраст, с которого наступает административная ответственность
КОДЕКС
республики Беларусь
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г.
Одобрен Советом Республики
Статья 4.2. Возраст, с которого наступает административная ответственность
1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения возраста шестнадцати лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за:
1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания
(статья 10.1);
2) оскорбление (статья 10.2);
3) мелкое хищение (статья 11.1);
4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества
(статья 11.3);
5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);
6) мелкое хулиганство (статья 19.1).
2. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его фактический характер и противоправность.
Изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушения Республики Беларусь
1 марта 2021 года в законную силу вступили изменения в Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь (КоАП) .
Главная особенность новых кодексов – закрепление приоритета профилактических мер воздействия перед наказанием. В этих целях в Общей части КоАП устанавливаются принципиально новые правила наложения административных взысканий и освобождения от ответственности. При этом структура норм Общей части КоАП в целом существенно модернизирована для упрощения восприятия участниками административного процесса. Особенная часть КоАП переработана с целью исключения формальных, устаревших и не востребованных правоприменителем составов административных правонарушений, а также составов, по своей правовой природе относящихся к сферам гражданско-правовой или дисциплинарной ответственности. В свою очередь, административный процесс (ПИКоАП) изменяется не столь существенно.
Одна из наиболее существенных новаций КоАП – институт профилактических мер воздействия на правонарушителя. В их числе устное замечание, предупреждение, меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Эти меры будут применяться в рамках института освобождения от административной ответственности. Их ключевая особенность – отсутствие правовых последствий привлечения к административной ответственности. То есть лицо, к которому применены профилактические меры воздействия, не будет считаться подвергавшимся административному взысканию. В рамках институализации профилактической составляющей административно законодательства существенно переработаны положения об административном правонарушении. Новый КоАП предусматривает категоризацию правонарушений в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий. Все административные правонарушения разделены на три категории, а именно: административные проступки; значительные административные правонарушения; грубые административные правонарушения. От категории совершенного деяния будет зависеть характер применяемых мер воздействия. При совершении впервые административного проступка вместо административного взыскания (как правило, штраф) лицо в обязательном порядке будет освобождаться от ответственности и только предупреждаться. Предупреждение можно будет применить и по категории значительных административных правонарушений, но в этом случае возможно и наложение административного взыскания. Решение о выборе меры воздействия (профилактическая мера или взыскание) будет приниматься с учетом конкретных обстоятельств произошедшего, наступивших вредных последствий, личности правонарушителя. Законодатель выделил 17 наиболее серьезных и часто совершаемых административных проступков, за которые сразу может налагаться штраф. К примеру, это нарушение скоростного режима, проезд на красный свет, нарушение правил проезда перекрестков. В то же время за грубые правонарушения, связанные с хулиганством, хищениями, насильственными действиями и т.п., сохраняются жесткие меры реагирования вплоть до ареста.
Следующая важная новелла – изменение подходов в части сроков, в течение которых лицо считается подвергнутым административному взысканию. Сегодня лицо считается не подвергавшимся административному взысканию по истечении одного года после исполнения административного взыскания. То есть совершенное правонарушение закрепляется за ним на длительный период за любое административное правонарушение. В новом КоАП заложен дифференцированный подход. Годичный срок сохраняется только для лиц, совершивших грубое административное правонарушение. Лицо, совершившее административный проступок, не будет считаться подвергавшимся взысканию со дня исполнения наложенного взыскания (к примеру, уплаты штрафа), а значительное административное правонарушение – по истечении шести месяцев.
Проведение административных взысканий.
В этом направлении КоАП претерпел весьма существенные изменения. Во-первых, предупреждение уже не будет являться административным взысканием. Как уже говорилось, оно переводится в разряд профилактических мер и при вынесении предупреждения лицо не будет считаться привлеченным к административной ответственности. При этом важно подчеркнуть, что сегодня предупреждение применяется лишь за четвертую часть от общего количества предусмотренных законом административных правонарушений. Это те случаи, когда предупреждение прямо указано в санкции конкретной нормы об ответственности. В новом КоАП закреплено общее правило, согласно которому предупреждение можно будет применять практически за все административные проступки и значительные административные правонарушения. Это составляет более 90 % в общем количестве норм об ответственности. Таким образом, кардинально расширена сфера применения профилактических мер в качестве альтернативы административному взысканию. В КоАП введено новое правило, допускающее наложение штрафа в размере, меньшем нижнего предела, предусмотренного санкцией нормы об ответственности. В то же время за отдельные грубые правонарушения ответственность ужесточается. За такое серьезное нарушение, как управление транспортным средством в нетрезвом виде (свыше 0,8 промилле), штраф возрастает вдвое и с трех до пяти лет увеличивается срок лишения водительских прав. Также усилена ответственность за ряд нарушений, связанных с проведением массовых мероприятий, неповиновением законным требованиям должностных лиц государственных органов, публичными оскорблениями и незаконным распространением персональных данных.
Введено новое административное взыскание – общественные работы. Отсутствие такого взыскания ограничивает выбор правоприменителя либо исключительно денежно-имущественными взысканиями, либо жесткой, граничащей по строгости с уголовным наказанием, мерой в виде ареста. Новый вид административного взыскания вводится в санкции норм об ответственности только за грубые административные правонарушения в качестве альтернативы административному аресту. Тем самым создается правовая база для минимизации применения ареста за счет использования менее сурового, не связанного с изоляцией от общества административного взыскания. Общественные работы будут налагаться судом и только с согласия лица, совершившего административное правонарушение, и заключаться в выполнении бесплатных работ на срок от 8 до 60 часов. Вид этих работ будет определяться местными органами власти.
В КоАП включена новая глава, посвященная административной ответственности несовершеннолетних. В ней установлен в целом более гуманный, по сравнению со взрослыми, режим административной ответственности. В качестве новелл административно-деликтного закона отметим: расширение перечня обстоятельств, подлежащих учету при привлечении к ответственности; введение института мер воспитательного воздействия в качестве альтернативы административному взысканию; повышение возраста ответственности за ряд деяний, ответственность за которые ранее ответственность наступала с 14 лет; сокращение срока, в течение которого подросток считается подвергавшимся административному взысканию; ограничение размера штрафных санкций в сравнении со взрослыми правонарушителями. В качестве мер воспитательного воздействия определены: разъяснение законодательства, возложение обязанности принести извинение потерпевшему, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга. Эти меры будут применяться в зависимости от ситуации и личности несовершеннолетнего. При этом предусматривается возможность освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности с применением предупреждения вне зависимости от категории совершенного правонарушения. И только когда все эти меры не дадут эффекта – несовершеннолетний будет подвергнут взысканию.
Нововведения в административный кодекс Республики Беларусь, вступившие в силу с 01.03.2021 года
С 1 марта 2021 г. вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) (ст.1, абзац 2 ст.9 Закона Республики Беларусь от 06.01.2021 № 93-З).
До приведения законодательства в соответствие с КоАП акты законодательства применяются в той части, в которой они им не противоречат.
Общая характеристика изменений КоАП
В нем административная ответственность по многим правонарушениям смягчена, а порядок привлечения граждан и организаций, а также ИП к административной ответственности упрощен.
В новом КоАП также впервые закреплено правило, что его положения не подлежат расширительному толкованию. Это означает, что при применении норм, изложенных в КоАП, суд и иные правоприменители должны принимать во внимание буквальное значение слов и выражений, содержащихся в них. Также не допускается применение норм КоАП по аналогии <*>.
Среди основных новелл КоАП – введение профилактических и предупредительных мер. В целях предупреждения новых административных правонарушений к лицу, совершившему правонарушение, могут быть применены следующие профилактические меры воздействия:
— устное замечание;
— предупреждение;
— меры воспитательного воздействия.
Устное замечание подразумевает разъяснение физлицу противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения и предостережение о недопустимости противоправного поведения с его стороны <*>.
Предупреждение заключается в письменном предостережении лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения с его стороны и последствиях повторного совершения административного правонарушения <*>.
Меры воспитательного воздействия применяются в отношении несовершеннолетних, которые совершили административное правонарушение. Этому вопросу посвящена самостоятельная глава в новом КоАП, которая состоит из 6 статей <*>. Ранее общие правила привлечения к административной ответственности несовершеннолетних были изложены в одной статье прежнего КоАП <*>.
Так, при освобождении несовершеннолетнего от административной ответственности в целях воспитания к нему могут применяться следующие меры воспитательного воздействия:
1) разъяснение законодательства;
2) принесение извинений потерпевшему;
3) обязанность загладить причиненный вред;
4) ограничение досуга.
В отношении несовершеннолетних могут быть применены как одна, так и несколько мер воспитательного воздействия <*>.
Цель этих нововведений – повысить правосознание несовершеннолетних, сформировать их правовую культуру, уважение к закону и интересам других членов общества.
Новшества в системе взысканий
В новом КоАП усовершенствована система взысканий, правонарушения категоризированы по-новому. В зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на три категории: административные проступки, значительные и грубые административные правонарушения <*>.
Проступками являются правонарушения, за которые налагается административный штраф, исчисляемый в БВ <*>. Размеры такого штрафа в зависимости от категорий правонарушителей представлены ниже в таблице:
Категория правонарушителей |
Размер штрафа, БВ |
Физлица |
≤ 10 |
ИП |
≤ 25 |
Организации |
≤ 50 |
Значительными считаются административные правонарушения, за которые налагаются такие взыскания, как конфискация, депортация либо штраф <*>. При этом последний исчисляется в размере, определенном в процентах либо кратном отношении к стоимости предмета правонарушения, сумме ущерба, сделки или дохода, полученного в результате такой сделки, разнице между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг). Штраф, взыскиваемый за значительные правонарушения, также может исчисляться в БВ, но обязательно в размере, превышающем:
Категория правонарушителей |
Размер штрафа, БВ |
Физлица |
> 10 |
ИП |
> 25 |
Организации |
> 50 |
Грубыми считаются правонарушения, за которые налагаются такие взыскания, как общественные работы, административный арест, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность <*>.
Новшества в видах взысканий
Прежний КоАП предусматривал 10 видов административных взысканий <*>. В новом КоАП их осталось 8. Из числа административных взысканий исключены: предупреждение и лишение специального права <*>. Предупреждение более не является административным взысканием. Другими словами, новый КоАП предусматривает возможность освобождения лица, совершившего административный проступок, от административной ответственности. Общим условием освобождения от административной ответственности является объявление письменного предупреждения.
Освобождение от административной ответственности возможно только в случае совершения таких категорий административных правонарушений, как административные проступки и значительные административные правонарушения <*>.
Освобождение от административной ответственности применяется при одновременном соблюдении следующих условий:
— признание факта совершения правонарушения;
— согласие на освобождение от административной ответственности;
— вынесение предупреждения;
— отсутствие административного взыскания в течение года до совершения правонарушения;
— неприменение ранее в течение года до совершения правонарушения освобождения от административной ответственности.
Общественные работы – новый вид административного взыскания
Такой вид административного взыскания, как исправительные работы, заменен новым видом – общественные работы <*>. Между ними есть существенная разница. Первые отрабатывались по месту работы физлица, освобожденного от уголовной ответственности, и устанавливались на срок от 1 до 2 месяцев. Вторые заключаются в выполнении физлицом бесплатных работ в свободное от основной работы, службы или учебы время, которые направлены на достижение общественно полезных целей. Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 ч и выполняются не более 4 ч в день. Другими словами, сущность общественных работ состоит в том, чтобы правонарушитель с целью исправления причиненного им вреда выполнял работы бесплатно на благо общества.
Общественные работы могут налагаться судом только при согласии физлица. При этом к общественным работам не могут быть привлечены:
— пенсионеры;
— несовершеннолетние;
— беременные и лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
— инвалиды I и II группы;
— иностранцы и лица без гражданства, постоянно не проживающие в нашей стране;
— военнослужащие, сотрудники милиции и иные лица, указанные в ст. 4.5 нового КоАП.
В свою очередь, уклонение от выполнения общественных работ является административным правонарушением, которое наказывается штрафом от 2 до 20 БВ или административным арестом <*>.
Изменения в составах правонарушений и санкциях
В новом КоАП были осовременены подходы ко многим административным правонарушениям, в том числе исключены неактуальные составы. Всего исключено 110 из ныне действующих норм. Так, гл. 23 прежнего КоАП, в которой были сгруппированы административные правонарушения против порядка управления, насчитывала 89 самостоятельных статей. В новом КоАП аналогичные правонарушения сгруппированы в гл. 24, которая носит такое же название, но в ней осталось всего 59 самостоятельных статей.
Значительная часть составов правонарушений в новом КоАП по сравнению с прежним подверглась корректировке, половина из них изложена по-новому. При этом в некоторых из них также был значительно снижен размер административных санкций.
Примеры:
|
Прежний КоАП |
Новый КоАП |
№ |
Нумерация статей |
Состав правонарушения |
Размер штрафа, БВ |
Нумерация статей |
Состав правонарушения |
Размер штрафа, БВ |
1 |
Ч. 1 ст. 9.19 |
Нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты зарплаты |
От 4 до 20, а на юрлицо – до 100 |
Ч. 3 ст. 10.12 |
Невыплата или неполная выплата в установленный срок зарплаты, иных выплат, причитающихся работнику от нанимателя |
От 4
до 50
|
2 |
Ч. 4 ст. 9.19 |
Иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных ст. 9.16–9.18 КоАП и ч. 1 и 3 ст. 9.19 КоАП, причинившие вред работнику
|
От 2 до 20 |
Ч. 6 ст. 10.12 |
Несоблюдение должностным лицом нанимателя установленного порядка приема работников на работу, режима рабочего времени и времени отдыха работников, предоставления им отпусков, а также причинившие вред работнику нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных ч. 1–5 ст. 10.12 КоАП |
От 2
до 20
|
В некоторых случаях состав правонарушений не менялся, скорректирована только нумерация статей КоАП, но при этом в 230 статьях административные санкции были уменьшены.
Примеры:
№ |
КоАП |
Состав правонарушения |
Нумерация статей |
Размер штрафа, БВ |
1
|
Прежний |
Воспрепятствование уполномоченному должностному лицу госоргана (организации) в проведении проверки, экспертизы, в получении доступа к информационным системам и базам данных или в осуществлении иных действий, предусмотренных законодательством, либо создание условий, препятствующих их проведению |
Ст. 23.2 |
От 10 до 50 |
Новый |
Ст. 24.2 |
От 10 до 30 |
2 |
Прежний |
Оскорбление должностного лица госоргана (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе
|
Ст. 23.5 |
От 20 до 50 БВ |
Новый |
Ч. 1 ст. 24.4 |
От 20 до 30 |
3 |
Прежний |
Представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных госстатотчетности, либо ИП искаженных данных госстатотчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам госстатистики |
Ч. 1 ст. 23.18 |
От 10 до 50 |
Новый |
Ч. 1 ст. 24.12 |
От 10 до 30 |
В отношении некоторых составов административных правонарушений, которые касаются общественного порядка либо совершаются субъектами хозяйствования (например, в сфере налогообложения, оборота и рынка ценных бумаг, таможенных правонарушений), подходы законодателя не только остались прежними, но даже были значительно ужесточены.
Примеры:
№ |
КоАП |
Состав правонарушения |
Нумерация статей |
Административные взыскания |
1
|
Прежний
|
Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом
|
Ч. 1 ст. 23.34 |
Предупреждение, или штраф до 30 БВ, или административный арест
|
Новый |
Ч. 1 ст. 24.23 |
Штраф до 100 БВ, или общественные работы, или административный арест |
2 |
Прежний |
Деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 23.34 КоАП, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения
|
Ч. 3 ст. 23.34 |
От 20 до 50 БВ или административный арест |
Новый |
Ч. 3 ст. 24.23 |
От 20 до 200 БВ, или общественные работы, или административный арест |