Требование к аттестуемым работникам
К аттестации допускаются педагогические работники, имеющие образование, соответствующее квалификационным требованиям, и двухлетний стаж работы в должности, по которой они аттестуются. Стаж работников, желающих аттестоваться на первую и высшую квалификационные категории, должен составлять три года со дня присвоения предыдущей категории.
Лица, получившие диплом о высшем образовании с отличием или имеющие академическую степень магистра, допускаются к аттестации на вторую квалификационную категорию при наличии стажа работы в соответствующей должности 1 год. Процедура аттестации не должна превышать 3 месяцев со дня подачи педагогическим работником заявления в аттестационную комиссию.
Работник не всегда имеет специальную подготовку, установленную квалификационными требованиями. Однако если он качественно выполняет свои служебные обязанности, повышает квалификацию и имеет стаж работы в должности, по которой аттестуется, не менее 3 лет, то проходит аттестацию в установленном порядке. Вместе с тем квалификационная категория не может быть присвоена лицам, имеющим общее среднее образование.
С согласия педагогического совета администрация учреждения образования имеет право один раз в пять лет требовать обязательной аттестации педагогических работников, снизивших уровень своей работы. Однако аттестация не применяется к работникам, отработавшим менее 2 лет с момента предыдущей аттестации, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет. Если работник без уважительных причин отказывается пройти аттестацию, то она может быть проведена и в его отсутствие.
Квалификационный экзамен и аттестационное собеседование
Для претендентов на высшую категорию аттестация складывается из квалификационного экзамена и аттестационного собеседования.
Квалификационный экзамен предшествует собеседованию. Педагогический работник может сдать его в период прохождения очередного повышения квалификации или экстерном.
Процедура проведения квалификационного экзамена при проведении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории
На основании направлений, поступивших от организаций системы образования, отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов, в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования и Методическими рекомендациями о порядке проведения квалификационного экзамена ГУО «Академия последипломного образования» организует квалификационные экзамены при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории для групп претендентов в количестве 10-12 человек в соответствии с примерным календарным графиком.
Прибытие участников на квалификационный экзамен осуществляется на основании официального письма-приглашения, которое высылается в учреждения образования.
Претендент на высшую квалификационную категорию, приглашенный для сдачи квалификационного экзамена, должен иметь при себе иметь: паспорт, описание опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях, свидетельство о прохождении последнего повышения квалификации, сертификат пользователя информационных технологий (при наличии) и другие материалы, подтверждающие результативность педагогической деятельности.
Содержание заданий определяется программами квалификационного экзамена по направлениям педагогической деятельности.
Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение двух дней и состоит из двух этапов.
Первый этап направлен на оценку уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории и, как правило, проводится в письменной форме. На выполнение заданий первого этапа квалификационного экзамена отводится два академических часа.
Оценка первого этапа квалификационного экзамена осуществляется в баллах за правильно решенные задачи, выполненные тесты, раскрытие вопросов и вносится в экзаменационную ведомость.
Максимально возможное количество баллов за первый этап – 32, из них:
инвариантный блок – тест (10 вопросов) на определение общепрофессиональной педагогической компетентности – 10 баллов;
вариативный блок – тесты, вопросы, задания на знания по основным нормативным правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса по реализации конкретных образовательных программ, теории и содержанию преподаваемого предмета или реализуемого направления педагогической деятельности, современных технологий, методов, приемов, средств обучения и воспитания, социально-педагогической поддержки и психологической помощи – 22 балла.
Соответственно, педагогический работник имеет возможность получить 32 балла за первый этап квалификационного экзамена.
Второй этап квалификационного экзамена направлен на оценку уровня профессионально-практической компетентности педагогического работника. Экзаменуемому предлагается конкретное задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе предварительно представленного комиссии собственного профессионального опыта.
Члены квалификационной комиссии оценивают представленный опыт педагогической деятельности в соответствии с критериями, представленными в Методических рекомендациях о порядке проведения квалификационного экзамена. Максимально возможный балл при оценке опыта педагогической деятельности – 16.
Претендент на высшую квалификационную категорию в устной форме (10-15 минутном докладе) представляет спроектированный по заданию экзаменационной комиссии фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации (эпизоде образовательного процесса) и т.д.
Модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия), который убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях и подтверждает результативность, эффективность опыта оценивается в 16 баллов.
Таким образом, максимально возможный результат за оба этапа квалификационного экзамена составляет 64 балла.
Экзамен считается успешно сданным при результирующей сумме не менее 48 баллов, что составляет 75% от максимально возможного количества баллов.
Документы, которые предоставляет педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист»
- Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории предоставляет следующие документы:
1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается учреждением образования в академию).
2. Опыт педагогической деятельности в бумажном и электронном варианте (предоставляется во время экзамена).
- Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» предоставляет следующие документы:
1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается отделом (управлением) образования, спорта и туризма районного (городского) исполнительного комитета в академию).
2. Опыт педагогической деятельности в электронном варианте (высылается на адрес академии: atestacia@academy.edu.by за 10 дней до начала экзамена).
3. Опыт педагогической деятельности в бумажном варианте (предоставляется во время экзамена).
4. Резюме с описанием методической деятельности (высылается на адрес академии: atestacia@academy.edu.by за 10 дней до начала экзамена).
- Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории предоставляет следующие документы:
1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается учреждением образования в академию или ИРО).
2. Опыт педагогической деятельности в электронном варианте (высылается на адрес академии или ИРО за 10 дней до начала экзамена).
3. Опыт педагогической деятельности в бумажном варианте (предоставляется во время экзамена в академии или ИРО).
Нормативные правовые акты, документы организации системы образования по организации и проведению аттестации
Кодекс Республики Беларусь об образовании (13 января 2011 г. №243-3, принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г.; одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 г. (в ред. Законов РБ от 13.12.2011 №325-3 от 26.05.2012 №376-3)
Раздел I, глава 6
- статья 50. Педагогические работники;
- статья 51. Требования, предъявленные к педагогическим работникам;
- статья 52. Права педагогических работников;
статья 53. Обязанности педагогических работников.
Постановление Министерства образования Республики Беларусь 22.08.2012 №101 “Аб зацвярджэнні Инструкцыи аб парадку правядзення атэстацыі педагагічных работнікаў сістэмы адукацыі (акрамя педагагічных работнікаў з ліку прафесарска-выкладчыцкага складу ўстаноў вышэйшай адукацыі)” ( Изменения и дополнения: Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26.марта 2014г. №20)
Постановление Министерства труда Республики Беларусь 28.04.2001 №53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих».Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих, занятых в образовании (в редакции постановлений Минтруда и соцзащиты от 21.10.2011 г. №105; от 25.04.2012 г. №54; от 18.07.2012 г. №81.
раскрыть » / « свернуть